Контроль качества свай и возможные дефекты
На объект сваи приходят с паспортом качества и маркировкой ОТК завода, подтверждающей набор бетоном необходимых показателей прочности, однако, как известно, накладки случаются всегда, особенно в нашей стране. Возможные проблемы при приемке и забивке свай (список составлен исключительно на основе собственного опыта):
- Наличие трещин и сколов на сваях
Данные дефекты выявляются при визуальном осмотре и не требуют специальных средств диагностики. Размеры трещин и сколов строго регламентированы и такие сваи подлежат возврату на завод. Важным нюансом является то, что осматривать сваи надо еще до их разгрузки т.к. во время этого процесса их вполне можно повредить и поэтому завод вряд ли согласится с тем что это брак.
-
Разрушение оголовка сваи в процессе забивки
Достаточно стандартная ситуация. В процессе погружения свая преодолевает сильнейшее сопротивление грунтов с одной стороны и удары молота силой до 100кДж с другой. Встретив препятствие, например в виде валуна, свая останавливается и вся энергия удара приходится на само изделие. После нескольких ударов начинается разрешение оголовка, после чего забивка прекращается. Ничего страшного в этой ситуации нет - такая свая понесет нагрузку гораздо больше, чем соседние сваи, которые не встретили препятствия на своем пути, т.е. основная цель погружения достигнута - свая несет. Если оголовок разрушился именно из-за повышенного сопротивления грунта и это не носит массовый характер, то ситуацию можно назвать вполне стандартной, тем более на плотных грунтах. Другое дело - массовое разрушение оголовков в процессе забивки (30% и более). Это уже скорее говорит о низком качестве бетона свай и требует дополнительной проверки.
-
"Срезка" сваи в процессе забивки
Срезкой называется ситуация, когда в процессе забивки у сваи не выдерживает армирование и она ломается (как правило под углом 45 градусов). Случается это, обычно, при несоблюдении соосности молота и сваи, т.е. при неправильной установке сваи, либо если свая, встретив препятствие на своем пути препятствие, немного изменила направление и погружается не вертикально. В таких случаях забивают в непосредственной близости дублирующую сваю, призванную нести нагрузку за свою менее удачливую соседку.
Для контроля прочности свай используют как разрушающие, так и неразрушающие методы. Мы используем ультразвуковой метод определения прочности бетона и наличия дефектов. Сертифицированный и поверенный прибор, оснащенный излучателем и приемником прикладывается к поверхности сваи и рассчитывает время прохождения звуковых волн через материал (в нашем случае бетон). Имея значения времени, или скорости прохождения, мы используя нехитрую формулу вычисляем плотность и марку бетона, чем обеспечиваем качество входного контроля и аргумент в спорах с производителем в спорных ситуациях. Разрушающие методы контроля для свай не совсем приемлемы т.к. изделие со сколом, пусть даже не добравшее необходимую прочность, не будет принято обратно производителем.
О технологии производства свай читайте на нашем сайте в соответствующей статье.