Составные сваи
Длина стандартной железобетонной сваи сечением 30х30, в соответствии с ГОСТ ограничена двенадцатью метрами. Если сделать сваю длиннее, она станет слишком хрупкой и будет ломаться при разгрузке и забивке. Длина мачты копра (сваебойной установки) также ограничена. Что же делать если 12 метров сваи не достаточно для набора требуемой несущей способности? Забить сваю, наставить на нее еще одну и снова забить! Чтобы верхняя свая не соскочила с нижней было придумано сварное соединение, состоящие из закладных деталей на торцах секций и пластин, которые привариваются по бокам к закладным деталям свай. Стоимость составных свай обычно на 15% выше обычных в пересчете на 1 погонный метр.
Забивка составных свай осложняется наличием сварочных работ, на которые требуется 15-20 минут (на одну сваю), соответственно производительность забивки значительно меньше, а стоимость работ по погружению таких свай выше приблизительно на 40-50%. Привариваемые пластины имеют толщину порядка 8 мм, поэтому сварочное оборудование должно быть достаточно мощным и обеспечивать сварочные ток не менее 200А. Бытовые аппараты на 220 вольт не подойдут.
Долговечность сварного соединения, погруженного в грунт однозначно вызывает опасения. Есть даже пара инструкций и внутриведомственных сборников правил, предусматривающих антикоррозийную обработку стыков лаком, краской, либо мастикой. Но мы, опираясь на собственный многолетний опыт ответственно заявляем, что никакая обработка не поможет - при забивке на стык воздействует такая сила трения, что накладные пластины наполовину стираются. Пару раз наблюдав как экскаватор откапывает ранее забитые сваи мы обнаружили что даже торец сваи, забитой на 10 метров, стачивается на пару сантиметров за счет трения. Поэтому стык в любом случае рано или поздно будут уничтожен коррозией, но ничего страшного в этом нет! Главная задача стыка удержать торцы секций вместе во время забивки и не более того. Дальше верхняя секция будет опираться на нижнюю, передавая только вертикальную нагрузку.